08 августа 2013      16098      7

Тенор

Основных типов мужских голосов три — бас, баритон и тенор.

Тенор  – высокий мужской певческий голос, возможно, самый популярный голос в мире.   В переводе с латинского tenor  означает  равномерное движение, напряжение голоса.

Диапазон солистов от  «до» малой октавы до «до» второй,  а в хоровых партиях верхний предел — это «ля» первой октавы. У солистов очень высоко ценится умение чисто и крепко брать си-бемоль первой — до второй.

Переходная регистровая нота (между грудным и головным регистрами) — ми -фа-фа-диез первой октавы.

Партия тенора записывается в скрипичном ключе (на октаву выше действительного звучания), а также в басовом и теноровом ключах.

Тенор, как никакой другой голос, имеет большое количество разновидностей.

По тембру и диапазону различают :

  • контратенор
  • альтино-тенор
  • лирический  тенор (tenore di grazia)
  • лирико-драматический тенор
  • драматический тенор (tenore di forza)
  • характерный тенор

 

Контратенор (Контр-тенор)самый высокий из мужских оперных голосов, диапазон «до » малой октавы —  «си» второй!  До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение.

Стоит отметить, что контр-тенор — это даже не тип голоса, это ТЕХНИКА ПЕНИЯ. Как правило контр-тенорами становятся баритоны, которые крепко поют в фальцетном регистре. Звучание контр-тенора похоже на звучание женского голоса.

Послушайте песню «El Condor Pasa» («Полет кондора») перуанского композитора Даниэля Роблеса (1913 год) в исполнении всемирно известного контратенора  Fernando Lima (Фернандо Лима).

В этой песне диапазон от «фа-диез» малой до «ре» второй октавы.

[audio:Fernando Lima — El condor pasa.mp3]

Тенор-альтино — это разновидность лирического тенора, у которого хорошо развит верхний регистр, диапазон достигает «ми» второй октавы. Обычно этот голос небольшого диапазона, что накладывает ограничения на репертуар.

Для тенора-альтино написана партия Звездочета в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок».

Лирический тенор. Наибольшее количество партий в оперном репертуаре написано именно для него:  Фауст (Гуно «Фауст»), Ленский (Чайковский «Евгений Онегин»), Альфред (Верди «Травиата»), Пьер Безухов (Прокофьев «Война и мир»).

В операх Россини и Моцарта от тенора требуется очень высокая подвижность голоса и широчайший диапазон. Поэтому возникло понятие россиниевского (моцартовского) тенора.  

Послушайте, как Ричард Крофт — американский оперный певец, который часто характеризуется как лирический тенор или «Моцарт тенор», великолепно исполняет Арию Митридата «Vado incontro al fato estremo» («Иду навстречу необычной судьбе») из оперы Моцарта.

Обратите внимание, какие в этой партии огромные скачки.

 

Еще один пример. Тенор Алессандро Сафина  (Alessandro Safina) с песней «Luna», которая звучит в бразильском сериале «Клон».

 

Лирико-драматический тенор  способен исполнять партии как лирического так и драматического тенора.

Послушайте пение уникального в своем роде   российского певца  Александра Градского.

Музыка А. Пахмутовой , слова Н. Добронравова, «Как молоды мы были», песня из кинофильма «Моя любовь на третьем курсе»

Диапазон в этом исполнении Градского  «ля» большой — «ре» второй октавы!

 

Драматический тенор.   Этот голос встречается в операх реже, чем лирический тенор, но для него созданы  великолепные роли — образы людей с противоречивыми характерами, судьба которых  складывается трагически: Хозе (Бизе «Кармен»), Отелло (Верди «Отелло»), Герман (Чайковский «Пиковая дама»).  Арии этих героев звучат намного напряженнее, драматичнее.

Также существует понятие героический вагнеровский тенор.  Оперы Вагнера  невероятно масштабны, и от исполнителя требуется колоссальная выносливость, чтобы  непрерывно петь несколько часов подряд героически, мощно, сильно.

Послушайте, как поет немецкий оперный певец — драматический тенор Йонас Кауфман (Jonas Kaufmann)

Рихард Вагнер опера «Лоэнгрин» «In fernem land»

 

Поёт эстрадный певец, тенор,  Николай Носков.
Музыка Александры Пахмутовой, слова Николая Добронравова. «Мелодия».

 

Если Вам понравилась статья, и Вы узнали для себя что-то новое, или у Вас возникли вопросы —  напишите об этом в комментариях.

 

Обсуждение: 7 комментариев
  1. галина:

    благодарю вас за интересную информацию и особенно за знакомство с творчеством прекрасных певцов о которых я ничего не знала музыкальные примеры великолепны

    Ответить
  2. Radmila:

    спасибо за Алессандро Сафина

    Ответить
  3. Аня:

    Очень познавательно и, в то же время, коротко. Спасибо Наталья. Музыкальные примеры замечательные.

    Ответить
  4. Елена:

    Спасибо! Очень интересная и полезная статья!

    Ответить
  5. Владимир:

    Спасибо! Узнал много полезного для себя,так-как пою тенором в народном хоре.

    Ответить
  6. Татьяна:

    Спасибо за музыку. Чудо голоса! Прелесть!

    Ответить
  7. Азизбек:

    Спасибо за статью! Очень помогла

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Учимся петь и играть на фортепиано. Быстро и просто · Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения автора сайта
Политика конфиденциальности