24 февраля 2012      5005      7

Как развить музыкальный слух?

Сегодня получила письмо от читателя моего блога с просьбой объяснить, что такое  слух у певца.

Вопрос этот очень серьёзный, требующий подробного рассмотрения.

И надо сказать, что вопрос развития слуха волнует не только музыкантов-профессионалов, но и всех, кто проявляет интерес к музыкальной деятельности.

Когда родители приводят ко мне на занятия своих детей, они всегда спрашивают: «А  стоит ли моему ребёнку заниматься музыкой? Есть ли у него слух?»  И взрослые, которые только начинают обучение вокалу, волнуются: «А получится ли у меня?»

Конечно, получится!

Чтобы научиться петь или играть на музыкальном инструменте, необходимо просто иметь слух, то есть быть способным  слышать  звуки окружающего мира. Одним словом, если у вас здоровые уши, вы просто  хорошо воспринимаете звуки, то и петь или играть на музыкальном инструменте вы обязательно научитесь.  Было бы желание.

И в процессе музыкальной деятельности у вас разовьётся музыкальный слух.

С одной стороны, музыкальный слух необходим для успешной музыкальной деятельности,  конкретно  для исполнения, сочинения музыки и активного её восприятия.

С другой стороны, музыкальный слух развивается в процессе самой музыкальной деятельности.

Музыкальный слух  — это способность воспринимать как отдельные музыкальные звуки, так и сложные связи между  этими звуками в музыкальном произведении.

Музыкальный звук — это наименьшая частица музыки.  В отличие от шумового звука музыкальный звук имеет точную высоту.

Всего у музыкального звука 4 свойства:

  1. высота;
  2. длительность;
  3. громкость;
  4. тембр.

Каждый отдельно  взятый музыкальный  звук  не несёт никакой  смысловой нагрузки, ничего не выражает.

Но в  музыкальном произведении огромное количество звуков, и все они взаимосвязаны друг с другом, все они организованы в стройную систему.  И благодаря этому, музыка  имеет    потрясающие выразительные возможности,  она  способна передавать тончайшие оттенки различных эмоций.

Музыкальный слух — это способность чувствовать функциональные связи между музыкальными звуками в музыкальном произведении.

Звуки

  • организуются на основе  тяготения, образуя лад (самые известные лады — мажор и минор);
  • организуются на основе метра и ритма (чередуются  звуки  различной длительности);
  • организуются в созвучия —  аккорды.

 

И поэтому музыкальный слух многогранен. Можно выделить различные виды слуха:

  1. ладовое чувство;
  2. чувство ритма;
  3. мелодический слух;
  4. гармонический слух.

 

Ещё важнейшими видами слуха являются:

  • абсолютный слух — способность точно определять высоту звуков, не сравнивая с эталоном, с камертоном (то есть, способность слушая музыку, абсолютно точно называть ноты);
  • относительный слух —  способность определять на слух и воспроизводить голосом звуковысотные соотношения в мелодии, аккордах, интервалах,  гаммах и так далее;
  • внутренний слух — способность мысленно представлять музыку по памяти, а также способность мысленно представлять музыку, просто глядя в ноты, без проигрывания на инструменте.

У хороших опытных певцов развит слух вокальный —  способность чувствовать, движением каких мышц достигается то или иное звучание голоса.

Вокальный слух — это способность певца слышать не только голос, но и ощущать работу голосового аппарата как при формировании собственного голоса, так и при восприятии чужого голоса.

Для развития музыкального слуха в  музыкальных учебных заведениях существует специальный предмет — сольфеджио. Однако, ещё раз повторю, что прежде всего музыкальный слух развивается в процессе активной ежедневной и систематической музыкальной деятельности.

Какие бывают виды музыкальной деятельности?

Это:

  • слушание музыки;
  • исполнение музыки — игра на музыкальных инструментах;
  • сочинение музыки, музыкальная импровизация;
  • движение под музыку — танец;
  • пение.

 

Музыкальный слух очень хорошо развивается во время пения. Вы можете обучаться пению, не выходя из дома, общаясь с преподавателем по программе Skype.

Познакомьтесь с вариантами обучения вокалу здесь. Обучение ведётся по ИНДИВИДУАЛЬНЫМ программам.

Обсуждение: 7 комментариев
  1. айс)):

    хорошая статья. я играю на домбре.(казахский народный музыкальный инструмент)но не развит слух. играю по нотам. незнаю как развить свой слух.

    Ответить
    1. Наталья Анисимова:

      Музыкальный слух развивается в процессе музыкальной деятельности. Пойте, играйте на инструменте, танцуйте, активно слушайте музыку Читайте здесь http://vocalmaster.biz/muzykalnyj-slux-i-ego-razvitie/

      Ответить
  2. Антон:

    Музыкальный слух не развивается в процессе, а ДАЕТСЯ ОТ РОЖДЕНИЯ КАК ДАР. Пожалуйста, не вводите людей в заблуждение Вашей коммерцией.

    Ответить
    1. Наталья Анисимова:

      Вы хотите сказать, что ребёнок как только родился, тут же способен петь, играть, записывать нотами музыку. У него же ДАР! Ничего не развивается, все сразу дано от природы!

      Да музыкальные, математические способности и способности к рисованию передаются по наследству генетически. Точнее не способности, а ЗАДАТКИ, которые ПРИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ УСЛОВИЯХ развиваются в способности. А когда способности очень сильно развиты, можно говорить о таланте.

      «Гений — это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение». Труд, труд и ещё раз труд. Пахать надо! За музыкальным инструментом, за выполнением домашних заданий и всевозможных упражнений. НАДО ПАХАТЬ. Вот тогда и засияет этот самый ДАР. А без труда никак!

      Я уже более 20 лет преподаю различные музыкальные дисциплины, работаю с детьми. Встречала маленьких детей 6-7 лет невероятно способных от природы. Но если родители не создают ребенку условий, если не заботятся о его развитии, не стремятся дать ребенку хорошее образование, ребенок прекращает занятия музыкой. И куда девается его дар? Кто о нем знает?

      И в то же время в моей практике есть примеры, когда приходят дети, абсолютно не умеющие петь, с которыми отказались заниматься другие педагоги. И через два-три года эти дети — призёры городских вокальных конкурсов, ещё через год — призёры международных конкурсов. И педагоги охают: «Надо было с ребёнком заниматься. Какой талант я упустила».

      Я не перестаю удивляться. Почему-то в хореографические коллективы ведут детей в 6-7 лет, и не спрашивают, есть дар или нет. Все как-то понимают, что пройдет время, и ребенок научится танцевать.

      Но что касается пения, так тут и среди родителей, и даже среди педагогов бытует мнение, что либо поёт о природы, либо не поёт.

      Я говорю о детях. Но у взрослых всё так же. Если не развили способности в детском возрасте, можно научиться петь и играть, будучи взрослыми. Конечно речь идет не о профессиональной концертной деятельности, а о любительском музицировании, участии в самодеятельных творческих коллективах.

      Нужно понимать, что абсолютно всё в нашем мире работает по одним и тем же законам.

      Представьте жёлудь, в котором есть все задатки, чтобы вырос сильный, могучий, раскидистый дуб. Бросьте этот жёлудь где-нибудь в пустыне, в песок, где 365 дней в году палящее солнце и ни капли воды. Вырастет этот дуб, ДАРОВАННЫЙ жёлудю от природы?

      Возьмите другой жёлудь, не такой крупный, не такой многообещающий. Посадите его в плодородную почву, заботьтесь о нём, поливайте, оберегайте от града и других напастей. И вырастет роскошный дуб. Раскроется ДАР.

      Это же очевидно. Мне очень хочется, чтобы Вы это поняли.

      Ответить
    2. Анна:

      Антон, при всем уважении, но как вы заблуждаетесь. Может быть, вы еще скажете, что и на шпагат только одаренные могут сесть? Но почему-то ведут детей в секции, и они растягиваются, да, не до олимпийских чемпионов, но более-менее успешно. Абсолютно согласна с Натальей!

      Ответить
  3. Виктория:

    Наталья, здравствуйте! Подскажите, каких современных исполнителей слушать ребенку для развития слуха, формирования хорошего музыкального вкуса?

    Ответить
    1. Наталья Анисимова:

      Здравствуйте!
      Задача с тремя неизвестными.
      Сколько лет ребенку?
      3 года?
      15 лет?
      Какие исполнители Вас интересуют? Вокалисты? Инструменталисты? Почему именно современные? Венский филармонический оркестр, например, чем не современный исполнитель? Тоже наши современники. А музыку могут исполнять прошлых столетий.

      Для формирования хорошего вкуса музыку необходимо слушать разную — и классическую, и народную, и рок-музыку, и патриотические песни, и джаз. Да все, что угодно. Главное — высокохудожественные произведения.

      Есть такая серия — классическая музыка в обработке для малышей. Это классические произведения, исполненные на синтезаторе. Вот такие аранжировки слушать не советую. Жутко однообразные колокольчики. Никаких нюансов, никаких тембровых красок, изменения динамики… Я за то, чтобы дети слушали живое исполнение. Оркестры, хоры, солистов. Любую хорошую музыку: и прошлых столетий, и современную.

      Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Учимся петь красиво. Быстро и просто · Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения автора сайта
Политика конфиденциальности